…наших знаниях нет ничего соответствующего действительности и достоверное знание в принципе недостижимо, есть агностицизм(философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания)

I.Общая характеристика эпохи просвещения:

Эпохой Просвещения называют 18 век. К этому времени был накоплен огромный научный материал в различных сферах. В социально-экономическом отношении эпоха Просвещения - это эпоха падения феодализма и становление капитализма в странах Западной Европы .

Сущность эпохи выражается в отрицании критики феодальной собственности, сословной привилегии, критики деспотической монархической власти, критики религиозных суеверий, предрассудков.Идеология просвещения отражает интересы нового класса. Особенности просветительской идеологии заключается : В убежденности решающей роли просвещения и знания в общественном развитии. Движущей силой в человеческой истории считается человеческий разум, прогресс просвещения. Просветители поют гимн человеческого разума и надеются, что с помощью разума можно решить все социальные проблемы. Гельвеций например, все болячки человека видел в невежестве людей. Просветители надеялись на просвещенного монарха и распространения знаний. Надежды носили утопический характер.

 

II Основные направления:

1)Деизм  - направление в философии, сторонники которого:отвергали идею личного Бога; не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизмом); видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более);отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения. К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

2) Атеистическо-материалистическое. Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму. Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

  3)Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в философии французского Просвещения начало формироваться еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 - 1794 гг. и после ее завершения. К числу французких социал-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бебеф, Оуэн, Сен-Симон. Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

22. Марксистская философия.

Марксистская философия возникла в 40-х годах XIX столетия. Предпосылки её создания подразделяют на те, которые сложились в ходе развития общественного бытия, и те, которые появились в ходе развития общественного сознания.

Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Создание ими диалектико-материалистической философии опиралось и на предпосылки философского, социологического и естественнонаучного характера.

К первым из них относится такой теоретический источник марксизма как немецкая классическая философия и, прежде всего, идеалистическая диалектика Гегеля и антропологический материализм Фейербаха. Эти учения были переосмыслены и переработаны Марксом и Энгельсом на новом фактическом материале.

Социологические предпосылки марксизма связаны с крупными достижениями в изучении общества на базе политической экономии (особенно английской), позволившие выделить законы развития капиталистического способа производства. Сюда же можно отнести открытие французскими историками Ф. Гизо, О. Минье, О. Тьерри классов и классовой борьбы, выводы Минье о классовой борьбе как главном двигателе исторических событий, о её необходимости и плодотворности. В числе предпосылок социологического характера -идеи социалистов-утопистов, сурово критиковавших пороки буржуазного общества и ратовавших за создание грядущего общества справедливости. Особенно важны в этом плане идеи выдающихся представителей французского утопического социализма А. Сен-Симона и Ш. Фурье, пытавшихся обосновать возможность перехода от капитализма к такому обществу, основой которого станут общественная собственность и коллективный труд, и в котором все смогут удовлетворить свои разумные потребности.

Достижения в развитии естествознания первой половины XIX столетия также способствовали возникновению марксизма и развитию его основных положений. Создание клеточной теории строения растений и животных, открытие закона сохранения и превращения энергии, создание дарвиновского эволюционного учения явились убедительным свидетельством того, что природа развивается по законам диалектики. Кроме того, между философией и естествознанием стали складываться в условиях назревания крушения натурфилософии качественно новые взаимоотношения, позволявшие взамен односторонней ориентации на господство философских установок исходить из принципов взаимовлияния философии и естествознания. Переход естествознания и науки в целом от изучения отдельных фактов к изучению связей между вещами предоставил возможность для постижения материального единства и развития мира.

Философские взгляды Владимира Ильича Ленина (1870-1924) изложены в большом числе публикаций, многие из которых не являются работами чисто философского характера, а затрагивают также широкий круг других проблем. Последнее (пятое) издание собрания его сочинений составляет 55 томов, к которым примыкает серия “Ленинских сборников”. Основные философские произведения Ленина: “Материализм и эмпириокритицизм” (1909), “Государство и революция” (1917), “Философские тетради” (впервые опубликованы отдельным изданием в 1933 г.), “О значении воинствующего материализма” (1922).

Ленин проявил себя как представитель марксистской философии, продолживший разработку её проблем, в условиях вступления капитализма, по его определению, в стадию империализма, а также в связи с новыми достижениями в развитии науки и, прежде всего, естествознания. Им дано определение понятия материи, развиты и конкретизированы другие важнейшие философские понятия, такие, как пространство, время, причинность, закономерность и т.д. Он выдвинул положение о неисчерпаемости материи.

Ленин развил марксистскую теорию познания, в особенности теорию отражения, учение о практике, о её роли как основы и критерия познания объективной истины, о соотношении абсолютной и относительной истин. Ему принадлежит знаменитая “формула” процесса постижения истины: “От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности”. Он сформулировал и разработал положение о том, что материалистическая диалектика и есть теория познания. Конкретизируя эту мысль, он выдвинул положение о единстве диалектики, логики и теории познания.

Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918), посвятивший впоследствии анализу его воззрений одну из своих теоретических работ. Плеханов - первый русский марксист. Он организовал в 1883 году в Швейцарии первую русскую марксистскую группу "Освобождение труда", перевел на русский язык "Манифест Коммунистической партии" Маркса и Энгельса. После 1903 года Плеханов стал меньшевиком, идейным лидером меньшевизма.

Плеханов считал всеобщей, закономерной причиной исторического движения человечества - развитие производительных сил, которое вызывает в конечном счете изменения в общественных отношениях людей. Он выделял также особенные причины исторического движения народов, состоящие в специфической исторической обстановке, в условиях которой совершается развитие производительных сил у тех или иных народов. И, наконец, Плеханов указывал на единичные проявления этих причин, состоящие в специфических особенностях действующих в истории лиц, а также в различных исторических случайностях, придающих событиям "индивидуальную физиономию".

 

23.  Русская философии 9 – 17 вв.

Москва-Третий Рим — европейская религиозно-историософская и политическая идея, использовавшаяся для обоснования особого религиозно-политического значения различных стран, как преемников Римской империи.

Одним из первых древнерусских философов является Илларион, киевский митрополит в 1051-1054гг. Сведения о его жизни крайне скудны. Известно, что он входил в число приближенных князя Ярослава Мудрого, был одним из основателей Киево-Печерского монастыря.

Достоверно известным произведением Иллариона является "Слово о законе, через Моисея данном, и о благодати и истине, которые были Иисусом Христом; и о том, как закон отошел и благодать и истина всю землю заполнили и вера на все народы распространилась и нашего народа русского достигла". Философским Слово о законе и благодати" может считаться потому, что оно тематически включается в классификацию философского знания по Иоанну Дамаскину, в раздел философии умозрительной. Поскольку речь в нем идет о сущности бестелесной, оно должно быть отнесено к богословию.

Такая трактовка может встретить возражения со стороны тех исследователей, которые считают "Слово" произведением либо социально-политическим (иногда даже социологическим), либо историософским на том основании, что его центральная тема – "история".

Будучи мыслителем древнерусским, Илларион процесс христианизации рассматривает через призму крещения Руси. Оно видится ему как завершающий этап распространения христианства.

Размышления Иллариона о прошлом и настоящем этапах взаимодействия Бога и человечества отражается на совершенно новое, неведомое язычеству видение будущего. Внеся идею единственности, однократности земного существования, христианство придало особый статус "концу истории" – последнему суду Бога над людьми и будущей жизни. Илларион, начиная свое слово, сразу же осуждает эту перспективу, подчеркивая, что "закон предтечей был и слугой благодати и истине, истина же и благодать – слуги будущему веку, жизни нетленной. Как закон приводил принявших его к благодатному крещению, так и крещение открывало путь своим сынам к вечной жизни. Особенно наглядно озабоченность "будущим веком" проступает в "Молитве" Иллариона, которая очень тесно примыкает к "Слову" и как бы придает ему форму триптиха: символическое толкование ветхозаветной легенды об Аврааме и Сарре; крещение русской земли и похвала Владимиру; молитва от имени новообращенных русичей.

Главная тема "молитвы" – просьба о милости и снисхождении "человеколюбца" Бога и недавно обращенным в христианство русским людям. В ней находит свое завершение заявленная в начале "Слова" богословско-историческая схема: закон – истина и благодать – будущий век. Каков он окажется для новообращенной Руси – вот что волнует Иллариона.

Мономах был крупным политическим деятелем Древней Руси, воином и мыслителем. Став в 113г. великим князем, он быстро прибрал к своим рукам удельных владетелей и сделал массу других общественно-полезных дел. Под старость "сидя на санех", В.Мономах решил подвести итог своей жизни, полной жестоких битв и опасных приключений. Так появилось его замечательное поучение.

Княжение Мономаха и его сына Мстислава было последней попыткой сохранения политического значения Киева, великокняжеского единодержавства. С середины XII в. власть фактически перешла к боярству на стороне которого выступала и церковь. Междуусобицы терзали страну. В таких условиях в русских летописях и сказаниях XI-XII вв. проводится мысль о единстве Русской земли. С наибольшей силой она выражена в "Слове о полку Игореве".

Для автора "Слова" очевидна пагубность принципа "отчины", в ней он усматривает источник княжеского междуусобия. Отличительной чертой политического мышления автора является соединение идеи единовластия с самым широким толкованием понятия Русской земли. Оно уже не ограничивается у него пределами одного киевского княжества, а включает в себя и все другие древнерусские княжества. В этом находит свое яркое выражение рост патриотического сознания древнерусской мысли, углубление ее общественных позиций.

Поэма решительно порывает с великой церковностью, в ней нет никакой христианской символики. Она от начала до конца насыщена анимистическим одухотворением природы, наполнена языческими божествами.

Митрополит Климент (КлимСмолятич (1147—1155), церковный писатель, первый русский богослов, второй митрополит русского происхождения. Климент Смолятич был высокообразованным человеком своего времени. Климент приписывается поучение, озаглавленное «В субботу сыропустную память творим святых отець». 

Измаил Срезневский предположил, что Климент  является автором произведения под заглавием: «Слово о любви Климово».

Нил Со́рский — православный святой, известный деятель русской церкви, основатель скитского жительства на Руси, автор «Предания», «Устава скитской жизни», а также ряда посланий, известный своиминестяжательскими взглядами

Князь Андрей Михайлович Курбский (15281583) — политический деятель и писатель. Из сочинений К. в настоящее время известны следующие:

  1. «История кн. великого Московского о делех, яже слышахом у достоверных мужей и яже видехом очима нашима».
  2. «Четыре письма к Грозному»,
  3. «Письма» к разным лицам
  4.  «Предисловие к Новому Маргариту»;
  5. «Жизнь кн. К. в Литве и на Волыни» (Киев 1849), перепечатано Устряловым в «Сказ.».
  6. "Предисловие к книге Дамаскина «Небеса»
  7. «Примечания (на полях) к переводам из Златоуста и Дамаскина»
  8. «История Флорентийского собора», компиляцияI,

Ио́сиф Во́лоцкий — святой Русской Церкви, почитается влике преподобных, книга «Просветитель», «Слове ответном» и «Слове о еретиках» критиковал иосифлян с позиции милосердия и нестяжательства, апеллируя к заповедям евангельской любви и бедности, а самого Иосифа именовал «учителем беззакония», «законопреступником» и «антихристом»

 Основные этапы русской философии

 

24. Русская философия XVIII века.

Два фактора, под влиянием которых развивается не только философия, но и вся духовная культура того времени: 1. Процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого; 2. секуляризация общественной жизни (снижение роли религии в сознании людей). Философия отходит от схоластических образов и освобождается от церкви.

В России эпоха Просвещения -XVIIIв: развитие науки, искусства; возникли 1ые русские универ-ы, библиотеки, театр, публичные музеи. Хотя в России в эту эпоху произошли существенные перемены, отличие России от зап-го Просвещения -здесь не произошло сдвига общественного мнения в сторону развития либеральных идей, они были встречены крайне настороженно.

Включает два основных этапа в своем развитии:

1. философию эпохи петровских реформ.  Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир. Основная направленность- соц-полит: вопросы устройства монархии; императорской власти, ее божественности и нерушимости; прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других); войны и мира.

2. русский материализм (сер. и 2-ая пол. XVIII в.) Ломоносов М.В. (1711 – 1765) -сторонник механистического материализма, но понимал материю только в качестве вещества. Им заложена материалистическая традиция в рус. философии. Выдвинул атомическую («корпускулярную») теорию строения вещества, т.е. всё вокруг состоит из мельчайших частиц («копрускул» =есть атомов) – материальных монад. Отнош. М.В. Ломоносова к Богу – деистическое (он допускал наличие Бога-Творца, но не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями). А.Н. Радищев (1749-1802) обоснование материалистических начал бытия. Уделял внимание соц-полит философии. Ее кредо – борьба с самодержавием; борьба за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права; идея человечности.

 

25. Философия русского космизма

Космизм - философское направление, в котором рассматривается определённая соотнесённость между познавательной и созидающей деятельностью человека и человечества с внеземными космическими процессами; подчёркивается влияние внеземных космических факторов на все процессы, происходящие на Земле; и неизбежность выхода человечества в космос, космическая экспансия человечества.

Основные направления космизма:

·             Естественно-научный -  Философские и мировоззренческие представления Н.А.Умова во  многом  не согласуются  с  традицией  русского  космизма. Космос  Н.А.Умова  -  космос физика, который свободен от антропоморфизма. В общем представлении о космосе у Н.А.Умова  не содержится  ни  малейшего  намёка  на  некие  гарантии   роста   жизни,   её безудержной экспансии,  и  тем  более  человекоразмерности  космоса.  Космос абсолютно равнодушен  к  жизни,  к  человеку.  Весь  смысл  существования  и главная задача человеческого гения в одном:  "Охранение,  утверждение  жизни на Земле" 
·             Филосовско-теологический – П.А.Флоренский является одним из тех, кого по праву относят к традиции" русского космизма". Он считал, что существует "идеальное  родство"  мира  и человека,  их  "пронизанность  друг  другом",   взаимосвязанность.   Подобно древнегреческой философии  он  соотносит  мир  и  человека  как  макрокосмос (космос,  большой  мир,  среду)  и  микрокосмос. Можно считать  мир биологически - вселенским  телом  человека,  а  экономически  -  сферой  его хозяйствования.
·             Поэтически-художественное направление в русском космизме требует обновления способов приобщения человека к абсолютным посылкам культуры путем переосмысления соотношения души и космоса.
Философия общего дела Н.Ф.Фёдорова:
        В своём основном философском труде "Философия общего дела" Н.Ф.Фёдоров провозглашает общечеловеческие,  общепланетарные  задачи  эпохи  ноосферного выбора: управление природой ("внесение в неё воли и  разума"),  которое  для Фёдорова является  исполнением  библейской  заповеди  об  обладании  землёй; победа над стихийными силами, над  голодом,  болезнями  и  смертью;  перевод военной  мощи  в  созидательную  и  мирную.  Фёдоров  отчётливо  понимал  то катастрофическое  направление,  в   котором   движется   развитие   нынешней "эксплуатирующей,  а  не   восстанавливающей"   природу   цивилизации.
 

Естественно-научная философия Вернандского:

Вернадский  создал  своё  представление  о  биосфере  (третий   синтез
космоса),  поставив  в  основу  живое  вещество,   которое   владеет   всеми
минеральными и химическими движениями, и с которым связаны процессы  питания и размножения  в  активном  поверхностном  слое  планеты.  Вернадский  сумел увидеть прочную связь жизни с основным объектом физического мира -  атомами. Каждый атом и все они вместе  "сделаны"  в  биосфере.  Каждый  атом  получит печать биосферы. Он "заведён" в ней, энергетически насыщен.  Живое  вещество планеты расположилось в управляющем центре нашего участка мироздания  и  оно воздействует  на  энергию   вещества.

Философия Чижевского:

Идея единства  живого и  неживого,  человека  и  Космоса,  психического  и  физического   является основной для Чижевского и определяет направления его  научных  исследований. Единство мироздания должно основываться на едином природном субстрате, единой "стихии"  -  таково  воззрение  древнегреческих  философов  ионийской школы. У Фалеса таким субстратом выступает вода, у Анаксимена  -  воздух,  у Гераклита - огонь, у Анаксимандра - гипотетический  апейрон .  Чижевский видит субстрат-первооснову в открытой в конце XIX в. структурной  субатомной единице   вещества   -   электроне.

Философия Циолковского:

Важнейшими принципами космической философии, которые  лежат  в  основе метафизики  и  научной   картины   мира   Циолковского   являются   принципы атомистического  панпсихизма,  монизма,  бесконечности,  самоорганизации   и эволюции.
1) единство материального и духовного начал Вселенной;
2) единство  живой  и  неживой  материи:  "материя  едина,  так  же  ее
отзывчивость и чувствительность";
3) единство человека  и  Вселенной,  т.е.  его  участие  в  космической
эволюции, в  противовес  христианским  представлениям  о  бессмертии
души;
4) выводимость этических норм из метафизики космоса.

Философия Рериха:

Основным путем формирования качества жизни будет закономерный, по спиральному закону развития, возврат к целостному мировоззрению, характерному для древней мудрости и школы русского космизма. Важнейшим инструментом реализации ноосферного мышления является понимание этики взаимосвязи Человека и Природы. Средством ее практического внедрения могут стать правовые механизмы нового международного законодательства, опирающиеся на природообусловленные факторы, формирующие жизнедеятельность Человечества и всего живого мира, в том числе энергоинформационного благополучия Человечества.

 

26. Зарубежная философия 20 века: позитивизм и постпозитивизм

Позитиви́зм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.

Основные этапы развития: 

а) Классический позитивизм -Основатель — Огюст Конт. Представители: Джон Стюарт МилльГерберт Спенсер. Позитивизм возникает из противоречия между естествознанием, которое накопила огромный эмпирический материал и традиционной философией (“метафизикой”) претендовавшей на роль “науки наук”, но неспособной ока- зать помощь науке в обобщении и осмыслении фактических данных.

б) Механизм или эмпирокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус) "второй позитивизм" попытался радикально и навсегда избавить науку от опасности любых "метафизических болезней". Для этого, по их мнению, нужно было обнаружить источники метафизических заблуждений, содержащиеся в реальном познавательном процессе ("гносеологические корни метафизики"), а затем "очистить" научное знание от всего того, что этими источниками питается. В своей работе представители "второго позитивизма" стремились опереться на достижения тогда еще весьма молодой и столь же претенциозной "положительной" науки о человеческом сознании, психологии.

в) Неопозитивизм- одно из основных направлений западной философии 20 в. Неопозитивизм возник и развивался как философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием науки, в частности отношений философии и науки в условиях дискредитации традиционной спекулятивной философии, роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического оазиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и пр. Эта ориентация на философско-методологические проблемы науки сделала неопозитивизм наиболее влиятельным течением современной западной философии науки, хотя уже в 1930–40-х гг. (и особенно с 1950-х гг.) отчетливо начинает осознаваться несостоятельность его исходных установок. В то же время в работах видных представителей неопозитивизма эти установки тесно были переплетены с конкретным научным содержанием, и многие из этих представителей имеют серьезные заслуги в разработке современной формальной логики, семиотики, методологии и истории науки.

г) Постпозитивизм-Постпозитиви́зм — общее название для нескольких школ философии науки, объединённых критическим отношением к эпистемологическим учениям, которые были развиты в рамкахнеопозитивизма и обосновывали получение объективного знания из опыта.

Основные представители: Карл ПопперТомас КунИмре ЛакатосПол ФейерабендМайкл ПоланиСтивен Тулмин.

К постпозитивизму близки работы школы неорационализма, в особенности Г. Башляра и М. Фуко.

 

27. Зарубежная философия 20 века: экзистенциализм

1. Общие понятия экзистенциализма.

Экзистенциализм – направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существования в окружающем мире.

Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться еще в середине ХХ в., а в 20-е – 70-е годы ХХ в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.

2. Факторы, способствовавшие возникновению и развитию экзистенциализма

- нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;

- бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение отравляющих веществ в ходе боевых действий и т.д.);

- опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);

- усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлагеря, трудовые лагеря);

- распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность;

- бессилие человека перед природой техногенным обществом.

3. Основные проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом.

Экзистенциалистская философия распространилась в ответ на эти явления. Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы – экзистенциалисты:

- уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;

- - разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;

- проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»);

- проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным);

- проблема бессмысленности жизни;

- проблема внутреннего выбора;

- проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего – места в жизни.

4. Философия Сьорена Кьеркегора – зарождение экзистенциализма.

Основателем экзистенциализма считается датский философ Сьорен Кьеркегор (1813 – 1855).

Он поставил вопрос: почему философия занимается таким большим количеством всевозможных вопросов – сущностью бытия, материей, Богом, духом, пределами и механизмами познания – и почти не уделяет внимания человеку, более того, растворяет конкретного человека с его внутренним миром, переживаниями во всеобщих, абстрактных, как правило, не интересующих его и не касающихся его насущной жизни вопросах?

Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти и

Сделать бесплатный сайт с uCoz