£ повседневность
£ практика
£ необходимое
£ сущее
R существование
9. Согласно взглядам Ф. Фукуямы, сумма поведения и типичных видовых характеристик, обусловленных генетическими, а не средовыми факторами, определяющая фундаментальные ценности, называется
R природа человека
£ система человека
£ инстинкт
£ смысл жизни
£ сущность человека
10. К понятию человеческой природы можно отнести ряд общих качеств человека:
R способность к творческой деятельности
R способность к проявлению эмоций
R способность к формированию нравственных ценностей
R стремление к прекрасному
£ способность лгать
11. Согласно антропологии И. Канта, человек принадлежит к миру
R природы и к миру свободы
£ природы
£ свободы
£ Ничто
£ «вольных каменщиков»
12. Философ, утверждавший, что «человек всегда больше, чем он о себе знает и может знать»
£ Сократ
£ Анаксагор
£ И. Кант
£ М. Шеллер
R К. Ясперс
13. Философия марксизма, рассматривает _________ как совокупность устойчивых социально-значимых качеств индивида.
Правильный ответ: личность.
14. «Великий пессимист» А. Шопенгауэр считал, что жизнь людей, в принципе, - это
R цепь тревог, разочарований, мучений
£ удел радости и прогресса
£ серая и безликая жизнь «насекомых»
£ подобие маятнику — от счастья к страданию и наоборот
15. По Юнгу, индивидуация человека есть процесс ассимиляции его сознанием
R содержания личного и коллективного бессознательного
£ содержания своей предсознательной сферы
£ ценностей социальной культуры
£ идеалов, правил и норм нравственного поведения
£ обычаев и традиций культуры
16. Теоретик позитивизма О. Конт выразил свой жизненный принцип формулой
R жить для других
£ жить, чтобы жить
£ жить так, как мне удобно
£ жить, любя себя
£ жить согласно христианским Заповедям
17. Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств называется
£ бюрократ
£ индивид
£ личность
£ «Я»
R индивидуальность
17. Философ, считавший, что «человек есть животное политическое и логическое»
R Аристотель
£ Августин
£ Вольтер
£ Энгельс
£ Ницше
18. Философ, считавший, что «человек – это самая слабая тростинка, но тростинка мыслящая, для уничтожения которой не нужно вооружать весь мир. Немного пороха, капля воды – этого достаточно, чтобы его убить! Но даже раздавленный целой Вселенной, он останется чем-то намного аристократичнее, нежели то, что его губит, т.к. человек знает, что умирает, и знает о том преимуществе, которое имеет над ним Вселенная. А мир об этом ничего не знает. Поэтому все наше достоинство состоит в мышлении»
R Паскаль
£ Гоббс
£ Ламетри
£ Фейербах
£ Герцен
19. Современный структурализм в содержании категории «сущность человека» делает акцент
R на структуру и отношение
R на формальную структуру
£ на конкретно-историческое существование человека
£ на бытие и историю
£ на субъект
20. Автор лекции «Экзистенциализм – это гуманизм», считал, что «человек — это будущее человека», — говорил
R Сартр
£ Кьеркегор
£ Ясперс
£ Камю
£ Достоевский
21. Основатель «естественной религии» Вольтер понимал человека как существо
R общественное
£ природное
£ биосоциальное
£ политическое
£ экзистенциальное
22. «Стереотипической формой человеческого поведения является агрессивность и отсутствует миролюбие», — утверждал
R Э. Уилсон
£ К. Маркс
£ Ф. Ницше
£ К. Лоренц
£ А. Ф. Лосев
23. Автор произведения «Человек-машина»
R Ламетри
£ Гольбах
£ Кондильяк
£ Гельвеций
£ Руссо
24. Эпикур выделял следующие типы человеческих потребностей:
R естественные и необходимые
R естественные и не необходимые
R не естественные и не необходимые
£ естественные
£ неестественные
25. Американский психолог А. Маслоу, выделяя «бытийные ценности», необходимые индивиду для самоактуализации, самореализации, для погружения в живое и бескорыстное переживание, просто, чтобы почувствовать себя целиком и полностью человеком, относит к ним
R истину
R красоту
R добро
R справедливость
£ деньги
26. Философ, утверждавший, что «если бы человек был просто холодным демоном познания, то он распространял бы вокруг себя ледяную атмосферу сверхчеловечески ужасного величия, которой мы должны были бы страшиться, а не почитать ее. Но то, что он, оставаясь человеком, пытается от поверхностного сомнения подняться к строгой достоверности, от мягкой терпимости к императиву «ты должен», от редкой добродетели великодушия к редшайшей добродетели справедливости, - то он теперь имеет сходство с тем демоном, будучи, однако, с самого начала не чем иным, как слабым человеком, - и, прежде всего, что он в каждый отдельный момент должен искупать на самом себе свою человечность и трагически изнемогать в стремлении к невозможной добродетели – все это ставит его на одинокую высоту как достойный экземпляр человеческой природы...»
£ Маркс
£ Кьеркегор
£ Достоевский
£ Шестов
R Ницше
27. Содержание социальных отношений в случаях, когда поведение ориентируется на отчетливо определяемые максимы, на представление о значимости так или иначе усреднено понятого порядка, называется
R социальный порядок
£ экономическая система
£ политический строй
£ система образования
£ социализация
28. Фихте полагал, что человек, приобщаясь к великим традициям человечества, обретает
R бессмертие
£ величие
£ почет
£ славу
£ земли
29. А. Бергсон считал, что способность к творчеству у человека преимущественно связана
R с иррациональной интуицией
£ с рассудочной деятельностью
£ с рациональной способностью
£ общественной потребностью
£ врожденной необходимостью
30. Согласно взглядам основателя прагматизма Ч. Пирса, наиболее положительное и эффективное состояние духа человека —
R вера
£ поиск
£ сомнение
£ убежденность
£ любовь
31. Выдающиеся способности личности, высокая степень одаренности в какой-либо сфере деятельности, называется ________________
Правильный ответ: талант
32. Представители атеистического экзистенциализма утверждают, что человек обречен на свободу, поэтому и сущность человека определяется
R собственным выбором человека своей цели
£ совокупностью производственных отношений
£ божественным предопределением
£ непостижимой судьбой
£ национальной культурой
33. Известный российский социолог Н.И. Лапина предлагает для измерения уровня социального порядка следующие величины
£ показатель продолжительности жизни
£ показатель благосостояния
£ показатель уровня грамотности
R коэффициент удовлетворенности жизнью в целом
R коэффициент соответствия между ценностями и реализуемыми нормами
34. Неотомисты сущность человека усматривают
R в наличии бессмертной души
£ в наличии тела
£ в существовании Бога
£ в духе
£ во взгляде
35. Субъект общественно-исторической деятельности и культуры, данных социальных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса называется
£ индивид
£ индивидуальность
£ личность
£ владыко
R человек
36. Единичные представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям называется ___________________________
Правильный ответ: индивид.
37. Неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека – это
R индивидуальность
£ человек
£ персона
£ герой
£ художник
38. Человек, представляющий собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального) и отдельного (индивидуалльного) в конкретно-исторических обстоятельствах называется_____
Правильный ответ: личность.
39. Действительность индивида как социального феномена и субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения и действия, называется
£ гражданин
£ социальная роль
£ социальный статус
£ жизнь
R личность
40. Оригинальную философию «симфонической личности» развивал
R Л. Карсавин
£ А. Хомяков
£ И. Киреевский
£ С. Франк
£ С. Трубецкой
41. Согласно Л. П. Карсавину, возможность превращения личности из потенциальной в актуальную возможно через
£ катарсис
£ медитауию
£ гносис
£ страдания
R познавательный акт
42. Считая мир симфонической всеединой личностью, иерархическим единством множества симфонических личностей – индивидуальных и социальных, но наивысшей стадией симфонического мира является социальная личность, а именно:
R народ
R семья
R государство
R человечество
£ культура
43. Важные аспекты теории личности в русской философии XX в. развивали
£ Илларион
£ Ф. Прокопович
£ Г. Сковорода
R С. Франк
R И. Ильин
44. На принципиально новой, экзистенциальной основе, глубокую разработку категория личности получила в творчестве
R Н. Бердяева
£ Вл. Соловьева
£ В. Соловьева
£ П. Флоренский
£ В. Ульянов
45. Личность Н.А. Бердяев рассматривал как
£ тождественна с душой
£ биологическая категория
£ совокупность социально значимых качеств человека
R этическая категория
R духовная категория
46. Микрокосм, универсум в индивидуально неповторимой форме, соединение универсального и индивидуального, абсолютно незаменимое, однократное и несравненное, согласно философии Н. Бердяева, называется
R личность
£ человек
£ христианин
£ гражданин
£ индивидуальность
47. Н. Бердяев, считал, что «личность должна себя реализовать на протяжении всей своей жизни, и в то же время она должна для этого изначально быть» и в этом заключается ее
£ преимущество
£ дихотомичность
£ полифоничность
R парадокс
£ неповторимость
48. Специфически человеческая форма активности и поведения, направленная на достижение сознательно поставленной цели называется _______________
Правильный ответ: деятельность.
49. Сознательный выбор и решение на основе возможностей, заложенных в реальности, неразрывно связанный с творчеством и свободой, называется
£ ответственность
£ целеустремленность
R целеполагание
£ выбор
£ творческость
50. Сущностью деятельности человека является
£ правовое государство
£ бессмертие
£ семья
£ дети
R творчество
51. Великие материалисты-философы, утверждавшие, что «Смысл жизни — в самой жизни», - это
R Эпикур
R Гельвеций
R Фейербах
£ Платон
£ Августин
52. Великие мыслители-идеалисты, считавшие, что «Смысл жизни — вне жизни человека», — это
R Платон
R Фома Аквинский
£ Демокрит
£ Эпикур
£ Дидро
53. Термин «ноосфера», введенный В.И. Вернадским, означает
R сферу господства разума
£ объединение человечества в единую мировую систему
£ систему глобального моделирования окружающей среды
£ глобализацию общества
£ уровень непосредственного созерцания истины
54. Процесс становления единой мировой цивилизации в современную эпоху обозначается понятием
R глобализации
£ дифференциации
£ модернизации
£ интеграция
£ кооперация
55. Проблемы современного развития, определяющие дальнейшее развитие человечества, названные К. Лоренцом «грехами человечества», -
Правильный ответ: глобальные.
56. Объединение ученых для рассмотрения глобальных проблем современности, возникшее по инициативе А.Печчеи в начале 70-х гг., -
Правильный ответ: Римский клуб.
57. Понятие «устойчивое развитие» обозначает развитие человечества без
R мировых катастроф
£ экономических проблем
£ политических конфликтов
£ информационных взрывов
£ демографических депопуляций
58. Согласно Лоренцу генетический упадок (пятый грех человечества) проявляется в
R инфантилизме современной молодежи
R повсеместном росте преступности
R насильственном уравнивании людей, культе посредственности
£ увеличении средней продолжительности жизни в развитых странах
£ быстрых темпах роста народонаселения Земли
59. Согласно Лоренцу следствием бездумного следования доктрине бихевиоризма (седьмой грех человечества) является
R игнорирование биологической сущности человека
R лоббирование псевдодемократических программ социального развития
£ наступление на поп - культуру
£ антисциентизм
£ скептицизм
60. Глобальная проблема современности, связанная с разрушением системы традиционных ценностей:
R духовно-антропологическая
£ демографическая
£ экологическая
£ экономическая
£ политическая