R «Главы физические, богословские, этические и практическике»
R «Триады в защиту священно-безмолствующих»
£ «О гневе души»
£ «О неведении»
£ «О царстве Божием»
38. Основные сочинения основателя томизма, т.е. Ф. Аквинского (1225 - 1274)
£ «Метафизика»
£ «Сумма о тварях»
R «Сумма теологии»
R «Сумма против язычников»
£ «Да и нет»
39. Французский философ, теолог, виднейший представитель западной схоластики, навечно записавший себя в список пострадавших от людей из-за любви
£ Сенека
£ Ф. Аквинский
£ О. Конт
£ С. Кьеркегор
R П. Абеляр
40. Основные сочинения Пьера Абеляра (1079 - 1142)
R «Да и нет»
R «Диалектика»
R «Этика, или Познай самого себя»
£ «Прослогион»
41. Основными принципами средневековой европейской христианской философии являются
£ фальсификации
£ системности
R креационизма
R ревеляционизма
R персонализма
42. Принцип теоцентризма (теизма) связан с убеждением в том, что
R Бог – Абсолютная Всемогущая Личность
R Бог существует над миром
R Бог недоступен
£ Бог сотворил мир из ничего
£ Бог имеет имя
43. Средневековая европейская христианская философия предлагает ________ теоретическую модель развития истории
£ цикличную
£ по спирали
£ эволюционную
£ синергетическую
R линейную
44. Способ интерпретации истории, способ письма, при котором автор использует определенный набор образов, обычно конкретных картин, чтобы представить другие образы или идеи, более абстрактные, называется
R аллегория
£ мистификация
£ символизация
£ фантазия
£ интерпретирование
45. В переводе с греческого обозначает истолкование, в средние века понимаемое как искусство и теория истолкования религиозных и античных текстов –
£ перевод
£ трансформация
£ модернизация
£ интерпретация
R экзегетика
46. Фундаментальный принцип христианской антропологии
R персонализм
£ креационизм
£ провиденциализм
£ символизм
£ креационизм
47. Основной принцип христианской этики
£ то, что не нравится в других, не делай сам
£ кто людям помогает, тот тратит время зря
£ все проходит
£ помни о смерти
R люби Бога и ближнего как самого себя
48. Средневековая философии стремилась выполнить задачу
R подготовить слушателей к восприятию богословского знания
£ научить людей правильно жить
£ научить людей быть счастливыми
£ понять основы бытия мира
£ найти, понять и практически использовать истину
49. Постижение сущности христианского учения не только верою, но и на рациональной основе с помощью науки (философии) было задачей
£ патристики
£ гностицизма
£ апологетики
£ манихейства
R схоластики
50. Сакрализация средневековой европейской христианской философии проявляется в
R максимальном сближении философии и религии в видении целей своего существования
£ в абсолютном подчинении философии религии
£ в тотальном контроле религией всего процесса философствования
£ в использовании философией теологической методологии познания мира и человека
£ в признании философией церковных авторитетов
Тема – 4. 1. Эпоха частичного восстановления идеалов античной культуры есть эпоха
R Возрождения
£ Реформации
£ Просвещения
£ Нового времени
£ Средневековья
2.Для эпохи Возрождения характерен
R гуманизм
£ антропоцентризм
£ антропофобия
£ нигилизм
£ бихевиоризм
3.Человек объявлен главной и высшей ценностью в философии
R XX века
£ античности
£ средневековья
£ Ренессанса
£ нового времени
4. Светской мировоззренческой позицией эпохи Возрождения, противостоявшей схоластике и духовному господству церкви, является…
R гуманизм
£ природоцентризм
£теоцентризм
£ идеализм
£ материализм
5. Характерной чертой Ренессанса является…
R антропоцентризм
£ космоцентризм
£ теоцентризм
£ природоцентризм
£ наукоцентризм
6. Основным объектом исследования, мерой вещей и отношений при антропоцентризме является…
R человек
£ Бог
£ природа
£ космос
£ общество
7. Против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе направлен…
R антиклерикализм
£ антидарвинизм
£ антитринитаризм
£ антипапизм
£ антигуманизм
8. Ценность человеческой деятельности для гуманистов эпохи Возрождения определялась…
R личными заслугами
£ происхождением
£ социальной принадлежностью
£ соответствием авторитетам
£ заслугами перед Богом
9. Противопоставление отдельного индивида обществу характерно для…
R индивидуализма
£ коллективизма
£ рационализма
£иррационализма
£ субъективизма
10. Совпадение противоположностей является важнейшим методологическим принципом философии…
R Николая Кузанского
£ Джордано Бруно
£ Николая Коперника
£ Галилео Галилея
£ Леонардо да Винчи
11. Важной чертой идеального государства Т. Мора является…
R отсутствие частной собственности
£ отсутствие брачных отношений
£ отсутствие рабовладения
£ отсутствие трудовой обязанности
£ отсутствие наказаний
12. Автором принципа «макиавеллизм», автором произведения “Государь” периода философии Ренессанса является …
R Николо Макиавелли
£ Николай Карамзин
£ Николай Кузанский
£ Николай Гартман
£ Мартин Лютер
13. Кузанский считал, что человеческое познание …
£ беспредельно
£ относительно
£ абсолютно
R ограничено
£ невозможно
14. Бруно в своей философии характеризовал Вселенную как…
R бесконечную
£ ограниченную
£ неодушевленную
£ статичную
£ временную
15. Одним из теоретиков реформации явился…
R Кальвин
£ Коперник
£ Бруно
£ Кузанский
£ Петрарка
16. Одним из теоретиков реформации явился…
R Цвингли
£ Коперник
£ Бруно
£ Кузанский
£ Петрарка
17. Общественное движение XVI века по преобразованию католического учения и католической церкви называется
R Реформацией
£ Просвещением
£ Возрождением
£ Ренессансом
£ Гуманизмом
18. Основой идеологии протестантизма является…
£ вера в спасительную роль церкви
R спасение только верою
£ отказ от культа святых
£ неоспоримый авторитет Библии
£ священство всех верующих
19. Движение в Западной Европе, связанное с именем М. Лютера, название которого происходит от латинского слова «преобразовать» -
R реформация
£ просвещение
£ ренессанс
£ возрождение
£ модернизм
20. Немецкий философ и теолог, автор принципа о совпадении противоположностей в Боге
£ Дж. Бруно
£ Н. Коперник
£ Г. Галилей
£ Г. Гроций
R Н. Кузанский
21. Основные произведения Н. Кузанского (1401 - 1464)
R «Об ученом незнании»
R «О бытии возможности»
R «Неиное»
£ «Федр»
£ «Федон»
22. Итальянский натурфилософ, выдающийся представитель пантеизма, сожжен по приговору суда инквизиции в 1600 г. в Риме (на площади Цветов)
£ Кампанелла
£ Т. Мор
£ Г. Галилей
£ П.Я. Чаадаев
R Дж. Бруно
- Основные сочинения Дж Бруно (1548 - 1600)
R «О причине, начале и едином»
R «О бесконечности, вселенной и мирах»
R «О героическом энтузиазме»
£ «Охота за мудростью»
£ «О вершине созерцания»
24. Период XIV XVI вв. в развитии европейской философии называется
£ средние века
£ стагнация
£ постмодернизм
£ межсезонье
R Ренессанс
25. Принципы средневековой европейской философии, сыгравшие важнейшую роль в формировании фундамента философии эпохи Возрождения
R теоцентризм
R персоализм
R креационизм
£ верификации
£ словесного заявления авторитета
26. В эпоху Возрождения для достижения успеха было необходимо
£ знание трудов классиков античности
£ постоянное проживание на европейской территории
£ участие в Крестовых походах
R развитие индивидуальных способностей
R вера в человек
27. В противовес средневековой схоластике Ренессанс предлагает
R простоту мысли
R распространение знаний эзотерики, магии, алхимии, астрологии
R практическую пользу знания
R стремление быстро овладеть природой
£ теоретическую ориентацию философии
28. Философия Возрождения отличается от предыдущих этапов развития европейской философии
£ догматизмом
£ созерцательностью
R гуманизмом
R пантеизмом
R эстетизмом
29. Символ Ренессанса -
R фигура художника-Творца
£ личность
£ античный человек
£ медведь, сосущий свою лапу
£ необитаемый остров на краю земли
30. Периоды развития философии Возрождения
£ классический
£ римский
R гуманистический
R неоплатонический
R натурфилософский
31. Основные направления философии Ренессанса
R неоплатонизм
R аристотелизм
R гуманизм
£ стоицизм
£ эвдемонизм
32. Особо активно развивалось в эпоху Возрождения философское направление
£ атомизм
£ солипсизм
R утопия
£ социализм
£ гедонизм
33. Богоугодным делом в протестантизме было
£ теоретическая деятельность
£ получение высшего образования
£ участие в богослужениях
R любая трудовая деятельность
R беззаветная работа по решению задач мира и проблем государства
34. Термин, который используется для характеристики безжалостной и беспринципной политики, связанный с сочинением Н. Макиавелли «Государь»
R макиавеллизм
£ эгоизм
£ цинизм
£ стоизм
£ утилитаризм
35. Автор высказывания: «… не даем мы тебе, о, Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по-своему решению, во власть которого я тебе предоставляю…»
£ Г. Галилей
£ Н. Кузанский
£ Ф. Петрарка
£ Л. Вала
R Дж. Пико дела Мирандола
36. Самобытными ренессансными доктринами являются
R скептицизм М. Монтеня
R мистицизм Я. Беме
R философия природы Дж. Бруно
R философия культуры Г. Гроция
£ неоплатонизм
37. Гуманисты эпохи Возрождения были
£ профессионалы
£ художники
R ученые филологи, исследовавшие классическую культуру
R ученые психологи, интересовавшиеся человеком и возвеличившие его над природой
R богословы, стоявшие на принципах христианского гуманизма
38. Теоретическими источниками философии Ренессанса были
R философия Платона
R сочинения Плотина
R эпикуреизм
£ еврейская Каббала
£ исихазм
39. Выдающийся богослов-гуманист эпохи Возрождения, считавший, «чтобы голоса были звонкими и красивыми, они должны быть ясными, выразительными, слова – понятными, цвета должны блестеть и светиться. Темнота и тень неприятны и таковыми делают все вещи, т.к. в них нельзя распознать порядка, разнородности, единства и согласованности вещей… »
£ М. Монтель
£ Н. Кузанский
£ Н. Коперник
£ Т. Кампанелла
R Ф. де Салез
40. В философии эпохи Ренессанса выделяют направления натурфилософии
R магический
R теоретическо-материалистический
R панпсихический
£ стихийный
£ античный
41. Выдающийся представитель ренессансного скептицизма, считавший жизнь наивысшей ценностью, призывавший человека вернуться к своим природным истокам, сформулировавший призыв «Назад к природе!»
£ П. Помпонацци
£ Э. Роттердамский
£ Л. Валла
£ Пиррон
R М. Монтень
42. Представитель магического направления натурфилософии эпохи Возрождения, считавший, что в каждом существе содержится особенный принцип жизни – «археус» - ключ природы, пропагандировавший витализм, организмичность, однородность всех вещей, эмпиризм и бесполезность дедуктивного метода познания мира
R Парацельс
£ Телезио
£ Бруно
£ Коперник
£ Галилей
43. Черты, характеризующие сущность философии Дж. Бруно (1548 - 1600)
£ гилозоизм
£ материализм
R инфинишизм
R монизм
R теософизм
44. Антисхоластичность философии Ренессанса проявилась в
R антиавторитаризме
R антидогматизме
£ пантеизме
£ геометрическо-структурном понимании мира
£ гедонизме
45. Рассуждения Н. Кузанского помогают понять
£ парадоксы Зенона
£ доказательства бытия Бога, предложенные Ф. Аквинским
£ глобальные проблемы современности
R связь между философской категорией единого и космологическим представлением древних о наличии центра мира, а тем самым и его конечность
R отождествление единого с беспредельным
46. Развитие взглядов Дж. Бруно состояло в том, что он
£ пропагандировал учение стоиков
£ занимал нигилистическую позицию
R проповедовал существование бесконечного количества индивидуальных субстанций
R перешел от пантеистического монизма к индивидуализму
R принимал только единую божественную субстанцию
47. В Европе в XIV - XVIвв. произошли перемены
R разрушилось корпоративное феодально-культурное пространство
R расширились историческое, географическое, космографическое представления о человеке и о Вселенной
R началось формирование нового образа жизни, мышления, деятельности
£ стали использовать прививки против чумы
£ укрепились основы феодального способа производства материальных благ
48. В эпоху Возрождения сформировались новые центры в политической, научной и религиозной сферах, связанные с странами
£ Россия
£ Германия
R Испания
R Италия
R Нидерланды
49. В переводе с французского понятие Ренессанс означает
R возрождение
£ реанимация
£ редукция
£ интерпретация
£ восстановление
50. Специфика гуманизма эпохи Возрождения состоит
R в создании новой системы ценностей
R в актуализации внимания к исследованиям языка, тональности
£ в осознании греховности человека
£ в реформировании системы образования
£ в нигилизме и цинизме относительно культурных норм и ценностей
Тема – 5. 1. Эмпиризм как философское направление эпохи Нового времени берет свое начало в трудах…
R Фрэнсиса Бэкона
£ Рене Декарта
£ Давида Юма
£ Джона Локка
£ Бенедикта Спинозы
2. Направление философской мысли, выдающимся представителем которого был Р. Декарт –
R рационализм
£ эмпиризм
£ стоицизм
£ агностицизм
£ гуманизм
3. Философское направление XVII века, определяющее источником знания научно организованный опыт или эксперимент, – это
R эмпиризм
£ скептицизм
£ стоицизм
£ агностицизм
£ рационализм
- Представитель философии Нового времени, основатель либерализма
R Джон Локк
£ Уильям Оккам
£ Пьер Абеляр
£ Томас Мор
£ Мартин Лютер
5. Представитель философии Нового времени, утверждавший, что естественное состояние человека – это «война всех против всех»
R Томас Гоббс
£ Уильям Оккам
£ Пьер Абеляр
£ Томас Мор
£ Мартин Лютер
6. Философом, считавшим естественным состоянием "войну всех против всех", является…
R Т. Гоббс
£ Г. Лейбниц
£ Б. Спиноза
£ Д. Локк
£ Т. Кампанелла
7. Общественные явления с позиции механистического материализма рассматривал в трактате « О гражданине»…
R Т. Гоббс
£ Д. Бруно
£ Г. Галилей
£ И. Фихте
£ Т. Мор
8. Представителем конвенциальной (“договорной”) теории общества является …
R Дж. Локк
£ Карл Маркс
£ Михаил Бакунин
£ Платон
£ Томас Мор
9. Дж. Локк считал верховной властью…
R законодательную
£ исполнительную
£ судебную
£ федеральную
10. Существую только "Я" и мои ощущения, утверждает:
R солипсизм
£ агностицизм
£ эмпиризм
£ субъективизм
£ рационализм
11. Представление о боге, как мировом разуме, сотворившем природу, но не вмешивающемся в ее бытие характерно для
R деизма
£ монизма
£ дуализма
£ пантеизма
£ монотеизма
12. Познание относительно, условно и субъективно, утверждает:
R релятивизм
£ эмпиризм
£ сенсуализм
£ рационализм
£ скептицизм
13. Основные произведения Р. Декарта (1596 - 1650)
£ «Новый Органон»
£ «Критика чистого разума»
R «Первоначала философии»
R «Рассуждения о методе»
R «Страсти души»
14. Философия Нового времени наследует от средневековой философии антиномию
R разум и сердце
£ души и тела
£ мира идей и мира вещей
£ Любви и Вражды
£ разума
15. Основные философские направления Нового времени - это
£ объективный идеализм
£ солипсизм
R эмпиризм
R сенсуализм
R рационализм
16. Философское направление новоевропейского периода в развитии философской мысли, утверждавшее: «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»
R эмпиризм
£ рационализм
£ материализм
£ субъективный идеализм
£ солипсизм
17. Философское направление, считавшее, что «ничего нет в разуме, кроме самого разума» называется
£ сенсуализмом
£ объективным идеализмом
£ скептицизмом
£ монизмом
R рационализмом
18. Эмпирическая философия была обоснована и разработана в период с 1605 до 1623 г.
R Ф. Бэконом
£ Т. Гоббсом
£ Дж. Локком
£ Р. Бэконом
£ Д. Юмом
19. Основателем сенсуализмы является
£ Р. Декарт
£ Б. Спиноза
£ Г. Лейбниц
R Дж. Локк
£ Т. Гоббс
20. Главные представители рационализма
R Р. Декарт
R Б. Спиноза
R Г. Лейбниц
£ Б. Паскаль
£ Г. Галилей
21. Автор величайшей книги «Диалог о главнейших системах мира – птолемеевской и коперниковой» (1632), включенной в Индекс запрещенных книг, утвержденный инквизицией, остававшейся там до 1822 года -
£ Н. Коперник
£ Т. Кампанелла
£ Т. Мор
£ Дж. Бруно
R Г. Галилей
22. Дело Н. Коперника, предложившего гелиоцентрическую систему в своей книге в 1543 г., продолжили
R И. Кеплер
R Г. Галилей
£ М. Лютер
£ Т. Мюнцер
£ Леонардо да Винчи
23. Г. Галилей победоносно заявил: «И возможно, эта планета (Сатурн) также не меньше, чем серповидная Венера, гармонирует с великой системой Коперника, к вселенскому открытию доктрины которой нас подгоняют благоприятные ветры, оставляя небольшую опасность облаков и поперечных ветров» в первом печатном утверждением, что его наблюдениям в телеском соответствует только гелиоцентрическая теория, которым стала его работа 1613 г.
£ «Всеобщая естественная история и теория неба»
£ «О вращении небесных сфер»
£ «Левиофан»
£ «Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики»
R «Письма о пятнах на Солнце»
24. Философ XVII в., утверждавший, что «причиной всех вещей есть исключительно движение»
R Т, Гоббс
£ Г. Галилей
£ Р. Декарт
£ Ф. Бэкон
£ И. Ньютон
25. Т. Гоббс в «Левиафане» рассуждает о естественном состоянии человека, т.е. его положении
£ после образования государства
£ в период военной демократии
£ в период первобытной культуры
£ в период образования великих государств в Египте, Вавилоне
R до образования государства
26. Самая оптимальная форма управления, по Т. Гоббсу
R монархия
£ республика
£ диктатура пролетариата
£ тирания
£ деспотия
27. Будучи материалистом, Т. Гоббс утверждал, что дух
£ существует везде
£ существует в трансуенденом мире
R не существует, по крайней мере, в этом мире
£ вообще не существует
£ тождественен душе
28. Учение Т. Гоббса о том, что всеобщие понятия, универсалии, не имеют вне мышления никакого действительного прообраза и потому представляют собой только субъективные формы мысли относится к
£ реализму
£ материализму
£ рационализму
£ сенсуализму
R номинализму
29. Номинализм Т. Гоббса довел его до
R этического релятивизма
£ скептицизма
£ прагматизма
£ фанатизма
£ нигилизма
30. В книге Х. Хеллмана «Великие противостояния в науке». – М., СПб., Киев, 2007. – С. 52 приводятся слова, приписываемые Джону Баньяну, но которые якобы произнес Т. Гоббс: «Я знаю, что Бог есть. Но лучше бы его не было. Потому что ко мне Он милостив не будет», характеризующие философа Нового времени как
R дуалиста
£ атеиста
£ сомневающегося
£ космополита
£ еритика
31. Философ, впервые выдвинувший идею о государстве, построенном на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в т.ч. судебную.), федеративную (внешнеполитическую)
R Дж. Локк
£ Т. Гоббс
£ Б. Спиноза
£ А. Радищев
£ М. Ломоносов
32. Дж. Локк различает виды достоверного знания, а именно:
£ рациональное
£ эзотерическое
R созерцательное (интуитивное)
R демонстративное (доказательное)
R чувственное
33. Основное сочинение Дж. Локка, написанное в 1690 г.
R «Опыт о человеческом разуме»
£ «О гражданине»
£ «Мысли»
£ «Этика»
£ «Математические начала натуральной философии»
34. Согласно взглядам Дж. Локка чувственное познание берет свое начало из
£ представлений
£ восприятия
£ рефлексии
£ веры
R ощущений
35. Опосредованно-чувственный образ предмета, создаваемый на основе восприятия называется
R представлением
£ восприятием
£ моделью
£ символом
£ знаком
36. Отображ